В.В. Путин: «Нам предстоит найти такие решения, которые дадут России возможность уверенно идти вперед»

ПРОЕКТ
«ПОИСК»

Д.А. Медведев: «Диалог, общение, сотрудничество, просвещение – залог гражданского согласия»


Программа «Российская культурная навигация»

НП «Содействие субъектам науки, просвещения образования»
Национальный гуманитарный университет России,
Санкт-Петербургский научный центр системных исследований им. С.А. Попова
Редакция журнала «Личность и Культура»
Народный художественный университет

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция

«Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание
и интеллектуальное развитие учащихся»
(31 мая 2012 г.)
Санкт-Петербург

Конференция проводится в рамках проекта «Поиск», сайт www.poisk2020.ru

Дорогие друзья!

Позвольте приветствовать Вас на сайте Второй Всероссийской научно-практической конференции «Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся»

Оргкомитет выражает глубокую благодарность участникам конференции и всем, кто способствовал ее подготовке и проведению.

Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся», которая состоялась 24 октября 2011 года, ярко продемонстрировала колоссальные ресурсы изобразительного искусства, как фактора формирования личности и психологического климата в обществе.

Оргкомитет Конференции незамедлительно приступил к реализации этих ресурсов. Частично направление деятельности Оргкомитета определили Решения Конференции,  представленные на данном сайте. Кроме того, были предприняты и другие шаги.

Наиболее существенным из них является обращение к ведущим политическим партиям с просьбой о разработке на региональном и федеральном уровне закона, который должен способствовать гармоничному развитию ребенка на основе баланса образного и понятийного мышления.

Текст данного обращения опубликован на сайте http://open-letter.ru/letter/55826 

И я рад сообщить Вам, что практическая работа в этом направлении уже начата в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Деятельность Оргкомитета в этом направлении будет продолжаться. 

Должен отметить, что данная инициатива стала ответом на обеспокоенность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова фактами детского суицида в России. От имени Народного художественного университета в адрес П.А. Астахова было направлено письмо с предложением блока конкретных мер. Текст данного письма размещен на сайте журнала «Личность и Культура»:  www.лик-спб.рф

Этот случай является выразительным примером и реализации содержательной части Первой Конференции и процесса становления институтов гражданского общества в русле конкретных аспектов государственной политики.    

О результативности этой Конференции может говорить также интерес к ее материалам со стороны профессионального сообщества. Ниже приведен график числа обращений к материалам некоторых авторов.

График числа обращений к материалам некоторых авторов

При подготовке к Второй Конференции Оргкомитет исходил в первую очередь из целесообразности дальнейшей интеграции профессиональной гражданской инициативы в сфере региональной политики. В связи с этим Оргкомитет информировал о проведении Конференции главным образом руководство ряда субъектов РФ, а не учреждения образования.

При этом ставилось две цели. Первая – представить исключительно важную проблематику на адекватном административном уровне. Вторая – более детальное отображение для руководства регионов различного уровня того профессионального ресурса, которым оно располагает для решения задач региональной политики.

В связи с этим проведение данной Конференции стало во многом результатом поддержки со стороны региональных Администраций, и Оргкомитет выражает им свою глубокую благодарность за эту поддержку и понимание.   

При  подготовке к следующим Конференциям Оргкомитет планирует развивать эту практику.   

Не могу не высказать общее мнение о материалах данной Конференции. Они представляют собой продуктивный синтез высокой компетенции, эрудиции, глубоко осознанного профессионального опыта и гражданской ответственности. В этом синтезе нашел свое отражение и колоссальный потенциал национальной культуры, на базе которой только и может строиться великое государство.

Все предложения и пожелания по проведении данной линейки Конференций можно направлять Координатору проекта «Поиск» - редакции журнала «Личность и Культура»  E-mail: lic.spb@bk.ru

Позвольте в заключение пожелать всем здоровья, профессиональных успехов и благополучия.

Николай Покровский,

Председатель НП «Содействие субъектам науки, просвещения, образования»,

Директор проекта «ПОИСК».


 

Материалы Конференции

Бакшинова Л. П., Марина Г. А. Выставочная деятельность как фактор формирования познавательного интереса школьников к изобразительному искусству
Богатырёва И. В. Социализация учащихся средствами основного и дополнительного образования с использованием проектной деятельности
Быкасова Л. В. Оформление теоретического ресурса художественной педагогики
Гандера М. В. Влияние обучения изобразительному искусству на развитие личности старших дошкольников
Голованова М. И. Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей
Дёгтев И. О. Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства
Жаринова Е. В. Изобразительное искусство и мозг
Королькова А. В. Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника
Лурье А. Е. О цвете
Пашкова О. А. Классификация понятия «Культура» а отечественной и зарубежной философии
Покровский Н. Б. Естественно-научные основания обучения рисунку
Репина Л. А. Изобразительное искусство в современном мире
Розова М. Г. Духовно-нравственное воспитание личности школьника на уроках изобразительного искусства посредством приобщения к истокам русского народного костюма
Савченко Е. М. Изобразительная деятельность и картина мира в сознании человека
Сергеенко А. С. Цвет на занятиях изобразительным искусством с детьми 5 – 7 лет
Скутина Т. В. Совместное изобразительное творчество в развитии отношений подростков со сверстниками
Солдатенкова О. П. Психолого-педагогические предпосылки формирования творческой инициативы у ребенка младшего школьного возраста средствами изобразительной деятельности
Старцева Ю. Е.,
Гандера М. В.
Формирование благоприятной коммуникативной среды в константном коллективе дошкольников посредством изобразительной деятельности с элементами арт-терапии
Тихомирова Н. Н. Обучение детей росписи по дереву необходимо
Храпова О. П. Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности

Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся» состоится 21 ноября 2012 г.


 

РЕШЕНИЕ
Первой Всероссийской научно-практической конференции
"Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и
интеллектуальное развитие учащихся"

Опыт широкого круга специалистов, представленный на данной Конференции позволяет сделать следующие выводы:
1. Предмет «Изобразительное искусство» в школе является одним из наиболее значимых и эффективных средств духовно-нравственного воспитания молодого человека в процессе его обучения в школе. В настоящее время эти ресурсы изобразительного искусства реализованы далеко не достаточно.
2. Есть основания предполагать, что изобразительное искусство ощутимо влияет на продуктивность интеллекта. Изучение этого влияния является актуальной задачей как для формирования личности в целом, так и для повышения продуктивности учебного процесса в школе, в частности. Данное направление может существенно изменить методы преподавания при активизации образного мышления учеников, снизить нагрузку на их сознание, сократить сроки обучения и расходы на образование.
3. Именно учитель ИЗО наиболее непосредственно соприкасается с широким диапазоном эстетических переживаний школьника. И именно учитель ИЗО имеет наибольшие возможности для адекватной оценки духовного состояния школьника и может оказать особо позитивное влияние на процесс формирования личности. Таким образом, учитель ИЗО в значительной степени может влиять на моральный облик гражданина, члена общества, семьи, профессионала, на то, каковы будут его мотивации и система ценностей, а также и сам характер общественных отношений..
4. Столь значимые роли изобразительного искусства и учителей ИЗО ставят задачу их учета в ходе модернизации общеобразовательной школы. При этом целесообразно рассмотреть следующие меры:
4.1. Существенное увеличение объема учебных часов и содержания учебной программы. Еще Н.К. Крупская утвердила программу, в которой преподаванию ИЗО отводилось 2 урока в неделю. К этому вопросу следует вернуться.
4.2. Целесообразно существенно обогатить программу предмета ИЗО, которая должна включать:
а) вопросы декоративно-прикладного искусства, в первую очередь художественную роспись по дереву, а также основы дизайна;
б) более обширные положения академического рисунка и живописи;
в) теорию и историю изобразительного искусства;
г) основы этики и эстетики.
4.3. Преподавание предмета ИЗО целесообразно вести с 1-го по 10-й класс с постепенным увеличением объема дисциплин по п. п. «б», «в» и «г».
4.4. С учетом специфики предмета ИЗО целесообразно предоставлять учителям ИЗО по их желанию один день в месяц для творческих занятий с сохранением 100% оплаты труда или 2 дня при сохранении 50% ставки преподавателя.
5. Заложить в смету школы расходы на обеспечение предмета ИЗО необходимыми пособиями и материалами, а также расходы на повышение квалификации учителей ИЗО.
6. Поручить Оргкомитету Первой Всероссийской научно-практической конференции "Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся" приступить к консультациям в Министерстве образования и науки РФ по материалам данного Решения.
7. О ходе этих консультаций информировать участников Конференции.



Конференции в рамках проекта «Поиск»:

Программа «Российская культурная навигация» - Проект «Поиск»

Программа «Российская культурная навигация» - ПРОЕКТ «ПОИСК»