В.В. Путин: «Нам предстоит найти такие решения, которые дадут России возможность уверенно идти вперед»

ПРОЕКТ
«ПОИСК»

Д.А. Медведев: «Диалог, общение, сотрудничество, просвещение – залог гражданского согласия»


Программа «Российская культурная навигация»

Народный художественный университет

 

Всероссийская научно-практическая конференция

«Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание
и интеллектуальное развитие учащихся»
(24 октября 2011 г.)

Конференция проводится в рамках проекта «Поиск», сайт www.poisk2020.ru

Дорогие друзья!

Позвольте поздравить профессиональное сообщество системы среднего образования, а также все российское общество с исключительным событием в его жизни – Первой Всероссийской научно-практической конференцией "Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся".

О важности этого события убедительно, а нередко весьма красноречиво, говорит содержание докладов участников Конференции.

Конференция с такой спецификой предмета проводится впервые в истории России. Оргкомитету не известны другие ее аналоги и в мире.

Цель этой и последующих конференций данного направления – реализовать для блага Родины крупнейший потенциал продуктивной самореализации личности – инновационные возможности сознания человека, которые структурирует изобразительное искусство.

Для этих же целей в 2006 г. был создан Народный художественный университет. С историей его создания и текущей деятельностью можно познакомиться на сайте www.culture-people.com

Университет - единственное в мире учреждение, которое объединило учебно-просветительскую, производственно-практическую и научно-исследовательскую деятельность. Этот синтез позволил получить результаты, которые не только вывели отечественную науку о сознании человека на передовые позиции в мире, но и раскрыли дополнительные ресурсы для становления новой России, как великого государства.

Именно о таких возможностях говорят доклады участников Конференции. Каждый из них раскрывает новую грань в понимании того, что учителя изобразительного искусства в школе относятся к культурной элите общества, которая непосредственно влияет на формирование духовного облика гражданина и на его интеллектуальный прогресс.

В связи с этим считаю важным отметить следующую особенность в материалах Конференции. В весьма небольшой мере в них представлена художественная роспись по дереву. В то же время роспись по дереву является особо эффективным средством эстетического воспитания человека с самого раннего возраста. Это – наиболее доступный, демократичный и бесконечно разнообразный вид художественного творчества.

У детей дошкольного возраста роспись по дереву, кроме всего прочего, развивает моторику, закладывает фундамент предметного восприятия мира. В школе роспись по дереву эффективно формирует эстетические приоритеты, позволяет создавать произведения уже утилитарного характера, благодаря чему происходит интеграция личности в социальной среде.

Совершенно особое значение роспись по дереву имеет для детских домов и домов для престарелых, а также для людей с ограниченными возможностями. Знакомство с росписью по дереву может служить выбору одной из наиболее психологически благоприятных профессий, которая обеспечивает как частичную реабилитацию, так и социальную адаптацию личности. В этом плане этот вид искусства вообще не имеет себе равных по эффективности.

Мы видим причину сравнительно малого распространения росписи по дереву в школах, дошкольных учреждениях и в системе социальных учреждений в отсутствии сырьевой базы – производства деревянных заготовок. Чтобы устранить эту проблему Народный художественный университет на базе ПК «Меридиан 2000» создал крупнейшую на Северо-Западе базу деревянных заготовок. Есть основания считать эту базу уникальной и крупнейшей в стране.

В целях максимального развития росписи по дереву на сайте Университета представлено большое число образцов деревянных заготовок. В любом регионе найдутся мастера, которые смогут по этим образцам изготавливать такие полуфабрикаты. На начальном этапе деревянные заготовки может поставлять и Университет.

Кроме этого на сайте размещен «открытый урок» для овладения практическими навыками росписи по дереву, а также показаны образцы готовых изделий, которые освобождены от авторских прав и могут неограниченно воспроизводиться.

Университет обладает эффективными методиками обучения, в которых использованы авторские разработки лучших преподавателей Санкт-Петербурга. Созданы программы повышения квалификации, дистанционного обучения, семинаров и мастер-классов. В целом специалисты Университета готовы оказать разнообразную поддержку в распространении художественной росписи по дереву во всех регионах страны.

С этой целью в число докладов Конференции включены материалы и по данной теме.

Открывают Конференцию базовые положения о роли и значения изобразительного искусства для системного прогресса в России.

По материалам Конференции будет подготовлен проект Решения, который получит каждый ее участник для согласования. Задачи Решения – наметить дальнейшие шаги по реализации проекта «Всеобщая изобразительная грамотность в России», который представлен в программу Общероссийского Народного Фронта. Все предложения и итоговый документ будут опубликованы на сайте следующей Второй конференции www.izo2.poisk2020.org

Ответственность за эту часть работы я беру на себя лично.

Проведение Второй Всероссийской научно-практической конференцией "Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся" намечено на май-июнь 2012 г.

Оргкомитет Первой Всероссийской научно-практической конференцией "Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся" благодарит всех докладчиков за участие в Конференции и надеется на развитие профессиональных контактов. Этому может служить и участие в коллег в других конференциях проекта «ПОИСК», о которых можно узнать на сайте: www.poisk2020.org

Оргкомитет отмечает, что данная Конференция стала возможной благодаря союзу профессиональной инициативы и административного ресурса субъектов РФ. Благодаря этому союзу мы получили замечательный пример практической реализации одного из важнейших положений Послания Президента РФ Совету Федерации РФ 2009: «Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений».

Конференция стала позитивным примером того, как влияет профессиональная инициатива на продукт административного ресурса, и как важен этот ресурс для страны. Организаторы Конференции очень благодарны Администрациям субъектов РФ за понимание и помощь.

Оргкомитет Конференции выражает также глубокую признательность Комитету по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому союзу ученых, ООН РАН и ИНИОН РАН, чья деятельность постоянно расширяет возможности профессиональной инициативы и повышает ее значимость.

Оргкомитет благодарит Ассоциацию АнтЭра, чьи многолетние исследования фундаментальных свойств организма человека создают прочную базу для принятия важных решений.

Особую благодарность Оргкомитет выражает ПК «Меридиан 2000», деятельность которого с 1990 г. создала предпосылки для разработки проекта «Всеобщая изобразительная грамотность в России» и для организации Народного художественного университета. Неоценимый вклад в это дело внесла редакция научно-аналитического журнала «Личность и Культура», в котором фундаментальные знания ведут к решению практических задач.

Позвольте в заключение пожелать всем здоровья, профессиональных успехов и благополучия.

Надеюсь, что новые интересные встречи не заставят себя долго ждать.

Николай Покровский
Ректор Народного художественного университета,
Директор проекта «ПОИСК».

Доклады Конференции

Покровский Н.Б Всеобщая изобразительная грамотность в России – суперпроект в развитии науки и образования
Сивкова Т.Л. Интегративно-балансовая теория личности
Покровский Н.Б.,
Сивкова Т.Л.,
Жаринова Е.В.
Homo sapiens эмоциональный
Стародумова Е.В. Россия может избежать культурного провала Запада
Скрылова М.Г. Человек – рисунок – мир
Покровский Н.Б.
Скрылова М.Г.
Об острой необходимости изобразительного искусства в программе средней школы
Богданов А.Н.,
Васильева Н.Н.
Этико-эстетический конструктор
Новикова Е.Н. Уникальные возможности предмета росписи по дереву для всестороннего развития личности
Ушакова Ж. В. Как сделать город своим для ребенка
Кузнецова Н.С. Роль художественных выставок и проектов в становлении социальной компетентности студентов творческих факультетов
Еникеев А. А. Инстинкт и габитус (о некоторых работах Айрата Терегулова)
Буровкина Л.А Развитие личности ребенка в процессе декоративно-прикладной деятельности
Репина Л.А. Изобразительная деятельность как учебный предмет
Суворова И.М. Роль искусства в формировании этических и эстетических ценностей учеников культуротворческой школы
Решетникова Е.С. Проблема формирования художественной коммуникации учащихся
Дегтев И.О. Изобразительная деятельность и сознание человека
Лукк Н.П. Педагогический рисунок на службе развития понимания учебного материала предмета «Изобразительное искусство» школьниками
Экелекян Э.Ж.
Ковтунова Л.А.
Адаптационная среда в школе
Овсянникова С.И. Современные методики преподавания изобразительного искусства
Третьяченко О.А. Патриотическое воспитание на уроках изо как средство формирования личности
Богатырева И.В. Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности
Савенкова Н.И. Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности
Мартынова Н.Н. Развитие пространственного мышления через перспективное рисование на уроках изобразительного искусства
Пашинина С.В. Формирование свободной духовной личности на уроках изобразительного искусства
Савинов А.М. Особенности системы преподавания рисунка художника – педагога П.П.Чистякова
Рылова Е.С. Духовно-нравственное развитие детей в процессе обучения изобразительной деятельности
Голованова М.И. Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся как условие формирования творческих способностей
Гаврилова Е.А. Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной грамоте
Абрамова Л.А. Формирование художественно-познавательных способностей подростков на занятиях декоративно-прикладного искусства
Бекер Л.Н. Выставочная деятельность Детской картинной галереи как одно из условий формирования эстетической культуры подрастающего поколения
Севилькаева Е.В. Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» как составляющая часть системы непрерывного художественного образования социокультурного пространства города Магнитогорска
Неретина Л.В. Интеграционный подход к изучению народной культуры на предметах художественно-эстетического цикла
Хрипунова Е.А. Творческие задания как средство формирования интереса к изобразительной деятельности
Кабанина Н.Д. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей
Бояринцева Т.В. Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности
Ческидова И.Б. Ознакомление младших школьников с понятием «цветовая гармония» на уроках изобразительного искусства
Иосифова А.В. Краткий план открытого урока по изобразительному искусству: «Непокорённый город»
Громцева Е.Ю. Олимпиада по истории изобразительного искусства в детских художественных школах и школах искусств
Дорош Т.С. Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания
Жабина М.А. Формирование и влияние образного мышления на результаты мыслительной деятельности человека
Цыганкова Е.А. Коррекционная направленность изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ
Пушкарная Т.Ю. Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства
Конева О.Ю. Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства
Дубенская М.С. Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства
Китова Т.В. Использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства
Крашенникова И.В. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как средство художественно-творческого развития
Андреева Н.И. Изобразительная деятельность и сознание человека
Храпова О.П. Краеведение на уроках изобразительного искусства как источник развития творческой личности ребенка
Литюкова Л.А. Художественная роспись по дереву в младших классах, как фактор формирования личности и развития сознания
Шустов И.М. «Дети улицы»
Меркулова Е.А. Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности
Гундарова Т.В. Цветоведение в начальной школе
Шабанова Е.Н. Регионально-ориентированная профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства
Бреусова Т.А. Методика формирования духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения
Гандера М.В. Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной изобразительной деятельности
Копылова Е.Н. Способность к знаково-символической деятельности детей младшего школьного возраста (гендерные аспекты)
Недумова М.А. Детское изобразительное творчество как средство нравственно-эстетического становления, социализации личности и развития школьной среды
Рощин С.П. К вопросу о личностном понимании духовности в художественном образовании и творчестве
Прудникова Г.П. Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности
Шевцова О.Б. Сказочная роспись Полхов Майдана
Шабанов Н.К.
Степанов М.Ю.
Этапы становления художественного образования в России в XIX веке

Организаторы конференции:

Цель конференции – обобщить опыт широкого круга специалистов в целях демонстрации возможностей изобразительного искусства для повышения эффективности российской системы школьного образования в вопросах создания условий позитивного развития личности и максимальной реализации ее потенциала в системе общественных отношений.

Координатор конференции редакция журнала «Личность и Культура». www.licpublic.com E-mail: lic.spb@bk.ru

Данная конференция является первым шагом на пути глубокого и всестороннего раскрытия роли и значения изобразительного искусства для системного прогресса России и мировой цивилизации.



Конференции в рамках проекта «Поиск»:

Программа «Российская культурная навигация» - Проект «Поиск»

Программа «Российская культурная навигация» - ПРОЕКТ «ПОИСК»